Когда в США судят мафию, в зале полно маршалов
26 октября 2006 года

Зампредседателя Верховного суда РТ Ильгиз Гилазов, который помогал американским гостям знакомиться с нашей судебной системой, рассказал корреспонденту "ВК", что Рональд Лу служит Фемиде почти четверть века. А в 1987 году его тезка - президент США Рональд Рейган назначил господина Лу на должность судьи Федерального суда Центрального округа штата Калифорния. Кстати говоря, он стал первым в истории США американцем китайского происхождения, назначенным на эту должность. Так что господина Лу по праву можно считать воплощением сбывшейся американской мечты: третий из девяти детей заведующего прачечной - иммигранта из китайской провинции Гаундонг закончил два университета и занял высокую государственную должность. В России Рональд второй раз, а в Казани - впервые.

- Я поражен теплотой сердец тех людей, которые нас встречают, - поделился он впечатлениями с корреспондентом "ВК".

Действительно, атмосфера в Верховном суде РТ, даже по меркам жителей солнечной Калифорнии, была очень теплой. В полном смысле этого слова: отопление работало на совесть. И госпожа Мами Лу с изяществом и непринужденностью истинной китаянки обмахивалась веером. Судебный пристав, стоящий на посту около зала судебных заседаний, поздоровался с супругами. В ответ Рональд Лу по-американски крепко пожал ему руку.

В этот день коллегия из трех судей рассматривала кассационную жалобу обвиняемого в разбойном нападении на решение районного суда об избрании ему меры пресечения в виде содержания под стражей. Причем судебное заседание проходило в режиме он-лайн: жалобщик вел диалог с судом с плазменного монитора компьютера. Но Рональда Лу поразило другое.

- Почему в зале нет представителя защиты? - удивился он. - Разве в России не хватает адвокатов?

Ильгиз Гилазов объяснил, что в России участие адвоката при рассмотрении дела во второй инстанции не обязательно.

- В США такие дела настолько сложны, что при их рассмотрении без адвоката никак не обойтись, - прокомментировал Рональд Лу ответ Гилазова, после того как суд огласил кассационное определение: оставить жалобы обвиняемого без удовлетворения.

А еще судью из Калифорнии удивило, что подсудимый за решеткой:

- В моей практике было много уголовных дел, и даже с очень большим количеством обвиняемых - до 42. Но по нашим законам их обычно не помещают в клетки и на них не надеваются тюремные одежды. Обвиняемые имеют право прийти в суд в костюме и при галстуке (видимо, скромный спортивный костюм, который был на подсудимом, достопочтенный судья из Калифорнии принял за арестантскую робу. - Е.М.). Это унижает достоинство человека, пока еще не признанного виновным. И с точки зрения американской судебной системы это расценивается как давление на суд со стороны обвинения.

Сопровождающий судью Лу по России в качестве переводчика директор представительского центра "Открытый мир" при Библиотеке Конгресса США в РФ Александр Хилков рассказал корреспонденту "ВК", что даже когда судья Лу судил мафию, которую боялись и адвокаты, дело до клеток не дошло. Руки обвиняемым связали, как выразился Хилков, невидимым жгутом, а в зал пригласили в два раза больше вооруженных маршалов. Судебных приставов, по-нашему.

Корреспондент "ВК" поинтересовалась у господина Лу, может ли американский судья запретить журналистам присутствовать на открытом судебном слушании, как это часто практикуется в Татарстане.

- В США судья Федерального суда не имеет права не пустить журналистов на открытый процесс, - сказал Рональд Лу. - Мы не позволяем представителям прессы только пользоваться диктофонами, видео- и фотокамерами. Но в настоящее время у нас запущен пилотный проект, по которому суды федерального уровня будут открыты и для видеокамер. А что касается судов уровня штата, там представителям СМИ разрешается пользоваться видео- и фотокамерами.

Что ж, на то и существует международная программа "Открытый мир", чтоб страны делились своим опытом. Глядишь, и у нас американцы что-нибудь гуманное переймут. Например, условное лишение свободы. Когда я поинтересовалась у господина Лу, часто ли он приговаривает взяточников к реальному сроку лишения свободы, он сначала даже не понял, о чем речь: "Что значит к реальному?" А когда понял, сказал:

- В США официальные лица, пойманные за взятку, в Федеральном суде получают, как правило, от 10 до 20 лет. Причем без права досрочного освобождения.

Елена МЕЛЬНИК, "Вечерняя Казань"